Как маркетологи и СМИ заставляют нас покупать то, что нам не нужно
Полезно знать

Как маркетологи и СМИ заставляют нас покупать то, что нам не нужно

Август 19, 2017

Доктор Молли Крокетт, доцент психологии Йельского университета и научный сотрудник Оксфордского центра нейроэтики в своей ТЕД-лекции “Не верьте громким словам о мозге” рассматривает проблему неосознанного потребления. Конечно, это не относится к настоящим исследованиям и экспериментам, речь идет о научных фактах в кавычках, обобщениях и недомолвках, к которым прибегают маркетологи, чтобы запудрить нам мозг. Чтобы выяснить, почему исследованиям о мозге не всегда стоит верить до конца и как СМИ используют их в своих целях, TAM.BY посмотрел лекцию доктора Кроккет и пересказал в нескольких абзацах самое важное.


Развитие заголовков через деградацию фактов

Доктор Молли Крокетт посвятила изучению мозга не один год. Она работает на стыке нейробиологии и психологии, и ее научный интерес заключается в изучении процесса принятия решений. Она проводит эксперименты, чтобы понять, почему мы делаем или не делаем что-то, и какие химические соединения в мозге на это влияют.

В конце 2000-х она с несколькими коллегами решила изучить, как связан серотонин с решениями, которые принимают люди в различных ситуациях. В рамках научного эксперимента группе людей предлагали выпить искусственный лимонад, задачей которого было удалить аминокислоту триптофан, которая отвечает за образование серотонина в мозге. И одним из наблюдений стало то, что люди, чей уровень триптофана понижен, были более мстительны после несправедливого к ним отношения.

Когда исследование было опубликовано, ни Молли, ни ее коллеги не предполагали, что оно вызовет такой бурный интерес у СМИ. Но каково было ее удивление, когда в газетах появились материалы с заголовками “Бутерброд с сыром — всё, что вам нужно для принятия правильных решений” и “Официально! Шоколад лечит раздражительность”. Оказывается, эти продукты также содержат триптофан, и, опустив “скучные” факты и упростив исследование, журналисты сделали свои выводы. “Конечно, когда учёные говорят, что сыр и шоколад помогают принимать обоснованные решения, это обязательно привлечет внимание людей”, – не сомневается Крокетт.

Пустые обещания

Но если подумать, разве СМИ соврали? Да, они подали факты под другим соусом, но разве исказили их? Возможно, нет ничего страшного, если люди будут верить, что шоколадка поможет решить сложный вопрос и поднимет настроение. А что если вам предложат волшебный продукт, призванный избавить от плохого самочувствия и увеличить активность? Вы будете верить чудодейственным обещаниям на упаковке или попросите у производителя доказательств? Ответ, к сожалению, в большинстве случаев очевиден. Если вы, конечно, не решите прислушаться к советам Молли Крокетт.

Напиток с чудесным названием “Блаженство мозга” появился на полках супермаркета недалеко от ее дома. В центре этикетки, рядом с изображением мозга, располагались привлекательные надписи: продукт поможет снизить стресс, повысить настроение и концентрацию внимания. Молли зашла на сайт компании, надеясь найти подтверждения этим заявлениям, но не нашла ни исследований, ни доказательств. Зато ее взволновало, что на уловку производителя клюнет покупатель. Согласно исследованию, изучавшему влияние изображения мозга на степень доверия к чему-либо, даже рисунок этого органа, помещенный на товар, может заставить человека предпочесть его такому же, но без картинки с мозгом. Говорит ли это о том, что нами легко манипулировать? Вероятно. Но это также показывает, как маркетологи используют образ науки, чтобы продать нам пустые обещания.

О любви и не только

“Вы любите ваш iPhone. Буквально” – статья с таким названием вышла на первой полосе “Нью-Йорк Таймс” и быстро стала популярной. Еще бы, ведь она была опубликована группой исследователей, значит информации можно доверять. Исследование заключалось в сканировании мозга во время звонка смартфона и наблюдении за реакцией “островка” – области головного мозга, которая отвечает за любовь, по убеждению этих ученых. Островок активируется, логика подсказывает, что к телефону вы относитесь хорошо. Есть лишь одна проблема: островок участвует также в процессах, которые затрагивают память, внимание, боль, гнев и отвращение, о чем исследователи предпочли умолчать. Ученые Таль Яркони и Расс Полдрэк утверждают, что упоминания этой области можно встретить чуть ли не в каждом третьем опубликованном исследовании мозга.

Одна из главных мыслей Кроккет заключается в том, что даже если факт в какой-то статье научно обоснован, это не значит, что истинна только та позиция, которую подтверждает проведенное исследование. Она говорит о соглашении, общепринятом в неврологии, которое утверждает невозможность диагностики психических заболеваний с опорой только на сканирование мозга. Точно так же пока невозможно установить*, как именно и в каком сочетании серотонин и окситоцин вызовут в одном случае зависть, а в другом возбуждение. Поэтому, пока ученые не могут дать ответ, Молли призывает мыслить критически.

“Если вам пытаются продать что-то с изображением мозга на нём, не верьте на слово. Задавайте трудные вопросы. Требуйте доказательств. Добейтесь, чтобы вам рассказали даже то, что хотят скрыть”, – убедительно просит доктор Кроккет, и мы к ней присоединяемся.

Посмотреть выступление доктора Молли Крокетт можно по ссылке.

* в тексте приведены материалы лекции, опубликованной в 2012 году.

Идеальные вкусы, которые сделали их производителей милл...

Читать далее

Известный специалист по рекламе советует не игнорироват...

Читать далее

“Честный плохой отзыв для бизнеса полезнее честной похв...

Читать далее

Данный материал прокомментировали уже 2 раз. Оставьте свое мнение тоже!

  • вася:

    кто поставил такой говношрифт читать невозможно !!!!!!!

  • ирина:

    Полностью согласна. Миром правит реклама!!!!!

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.