• Назад
  • Назад
Клиент всегда прав? Когда закон потребителю не поможет
Совет дня

Клиент всегда прав? Когда закон потребителю не поможет

Апрель 19, 2018

Мы описывали множество ситуаций, в которых покупатели могут отстоять свои права, в том числе благодаря закону “О защите прав потребителей”. Но, к сожалению, он может прийти на помощь не всегда. На этот раз команда TAM.BY разбиралась в самых распространенных случаях, где этот закон будет не на стороне покупателя.


Когда закон работает?

Чтобы закон “О защите прав потребителей” можно было применить, должны быть соблюдены несколько пунктов:

1. одной стороной сделки должно быть физическое лицо, другой — юридическое (организация, индивидуальный предприниматель)

“Действие настоящего Закона распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями”.

ст.2 закона “О защите прав потребителей”

2. покупатель, или потребитель, должен приобретать товар, заказывать работу или услугу исключительно для личных целей

потребитель – физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее товар (работу, услугу) или использующее товар (результат работы, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

ст.1 закона “О защите прав потребителей”

3. сделка должна быть оформлена на возмездной основе (договор купли-продажи, оказания услуг, подряда и т.д.)

Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажира и его багажа, груза, возмездного оказания услуг и иных подобных договоров.

ст.2 закона “О защите прав потребителей”

Если хотя бы один из этих пунктов отсутствует, то при возникновении спора, закон “О защите прав потребителей” применить нельзя.

В каких случаях закон не поможет?

“Ты — мне, я — тебе”

Вы давно поглядывали на автомобиль соседа и он, наконец, решил его продать. Вы договорились на вполне разумную цену и сделка состоялась. Но уже через неделю в машине обнаружились серьезные недостатки. Можно ли бежать к соседу с претензиями и угрожать судом? Нет. Вы оба являетесь физическими лицами и оба совершили сделку для удовлетворения личных нужд. В этом случае закон “О защите прав потребителей” бессилен.

Эту ошибку часто совершают люди, которые “по знакомству” вызывают слесаря или сантехника, чтобы устранить различные неполадки в доме. Плата за такую работу идет в карман специалисту и документально это никак не зафиксировано. И если протекающий кран после проведения работ вовсе отвалился, то доказать вину горе-мастера будет очень сложно. Поэтому в таких случаях лучше сразу обращаться в ремонтную организацию и сотрудничать с ней через договор.

Это же касается случаев оказания различных услуг на дому. Если вы обратились, например, к парикмахеру, который не зарегистрирован, как ИП. То и спор между вами будет решаться с применением норм Гражданского кодекса Беларуси, а не закона “О защите прав потребителей”. А там позиция покупателя защищена в гораздо меньшей степени.

“Это я не для себя”

Фирме “Кот и пес”, где вы работаете, например, секретарем, понадобился новый принтер. Вам выделили деньги и отправили в магазин. Покупка оформилась на вас, но пользовались ею в организации. Через неделю принтер сломался. “Кот и пес” написал претензию в магазин с просьбой вернуть деньги за неисправную технику или заменить ее на аналогичную, но получил отказ. Что вполне логично. Одно из условий действия закона “О защите прав потребителей” — покупка должна быть использована в личных целях. В данном же случае принтер эксплуатировала организация для осуществления своей предпринимательской деятельности.

Ничего личного

Аня купила швейную машинку. Через месяц обновка сломалась. Естественно, Аня обратилась в магазин с претензией. Но в ходе разбирательства выяснилось, что она является владелицей швейного ателье. А машинку использовала в рабочих, а не личных целях. В этой ситуации закон “О защите прав потребителей” бессилен.

Юрлицо + юрлицо

Фирма “Кот” заказала у фирмы “Пес” ремонт офиса. Но работа была выполнена некачественно, и “Кот” предъявил претензию “Псу”, ссылаясь на закон  “О защите прав потребителей”. Правда, это им не помогло. Ведь действие закона распространяется на споры между физическим и юридическим лицами. А в данном случае обе стороны конфликта — зарегистрированные организации.

“Безвозмездно, то есть даром”

Если стороны заключили безвозмездный гражданско-правовой договор, то закон “О защите прав потребителей” здесь неприменим. К такой ситуации можно отнести договор о бесплатном хранении вещей в гардеробе организации.

Юристы и нотариусы

Услуги юристов и нотариусов не являются предпринимательскими. Конечно, их некачественное оказание суд рассмотрит, но не в рамках закона “О защите прав потребителей”.

А вот если вы заключили договор с нотариальной или юридической организацией на оказание платных услуг: помощь в сборе документов, консультации и прочее. То здесь рассматриваемый закон применить можно.

Совет дня. Общественный транспорт сломался, придется пересесть. Нужно...

Читать далее

Совет дня. Как грамотно дать деньги в долг, чтобы не потерять их...

Читать далее

Совет дня. Какую информацию должны указывать на упаковке товара...

Читать далее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.