• Назад
  • Назад
Совет дня. Что делать, если водитель отказал в продаже талона?
Совет дня

Совет дня. Что делать, если водитель отказал в продаже талона?

Январь 10, 2020

Многие горожане сталкивались с ситуацией: деньги с собой есть, но водитель отказывает в продаже талона. Как поступить новоиспеченному «зайцу»? Как себя вести с ревизорами? Как не получить штраф? Обратившись к законодательству, редакция TAM.BY отвечает на вопросы.


Зашел в транспорт с крупной купюрой: как поступить?

Источник: unsplash.com.

Нередки ситуации, когда на остановке нет киоска (для покупки талона или размена купюры), а уехать как-то надо. Заходим в салон транспорта и надеемся на водителя. А зря!

По законодательству основная задача водителя — безопасная перевозка пассажиров по графику, а не продажа билетов. Чтобы снизить частоту конфликтов и избавить водителей от траты времени на подготовку сдачи, перевозчики ввели рекомендацию для пассажиров — расплачиваться купюрой номиналом не более 5 BYN.

Поэтому водители общественного транспорта редко идут навстречу и не принимают 20 или 50 BYN. Несмотря на ограничения со стороны транспортных служб, вопрос со сдачей по сей день остается открытым.

Источник: unsplash.com.

Существует Договор перевозки пассажира, который заключается с того момента, когда пассажир заходит в транспорт и оплачивает проезд. Это публичный договор, размещенный в открытом доступе на сайте перевозчика и согласно которому пассажир обязан:

— «своевременно <…> и в полном объеме оплатить проезд и перевозку багажа, если иное не предусмотрено законодательными актами <…> у водителя, в кассе продажи проездных документов или других местах — до начала поездки, у кондуктора (при его наличии) — до следующего остановочного пункта» (п. 3.3.3);

— «при отсутствии проездного документа и намерении приобрести его у водителя входить в транспортное средство через переднюю дверь» (п. 3.3.1).

В Правилах автомобильных перевозок пассажиров указано, что перевозчик обязан выдавать водителю достаточное количество талонов и разменные деньги.

Только не рассчитывайте на милость, если вы специально достанете из кошелька крупную купюру зная, что сдачи не будет. Не делайте водителю одолжение, сохраняйте честность и порядочность!

Выводы. Пассажир обязан подготовить билет или проездной документ еще до входа в транспорт. Если по какой-либо причине у водителя не будет возможности продать билет после посадки, то ответственность останется на пассажире.

Что делать, если у водителя закончились талоны?

Если у водителя не хватило талонов на смену, это является нарушением со стороны перевозчика. По Правилам автомобильных перевозок пассажиров, он должен обеспечить сотрудника талонами в полном объеме. Это относится и к разменными деньгам: в Правилах нет пункта, обязующего водителя иметь при себе размен — это полномочия автобусного или троллейбусного парка.

Представьте ситуацию: вы предоставили средства на оплату проезда, но талонов у водителя не оказалось. На остановке заходят контролеры и поднимают вопрос о составлении протокола на ваше имя. В данном случае вы имеете право обратиться в транспортный парк и обжаловать штраф.

Порядок разрешения споров

В случае если перевозчик не выполнил обязанности по ч. 2 п. 26 Правил автомобильных перевозок пассажиров (не обеспечил водителя разменными деньгами) и пассажир привлечен к административной ответственности, последний вправе обратиться с претензией к перевозчику в течение трех месяцев со дня происшествия. В течение 15 дней перевозчик обязан рассмотреть жалобу и сообщить о результатах. Если он не считает нужным возмещать взыскания за штраф, то спор решается в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Также вы можете обратиться к администрации в том случае, если вы соблюли правила — зашли в переднюю дверь и предоставили водителю купюру мелким номиналом, — но получили отказ в продаже при наличии талонов. В таком случае смело обращайтесь в транспортный парк, в котором работает водитель.

Важно!

  • Если при себе нет проездного или талона и вы намерены приобрести его у водителя, то входите в переднюю дверь.
  • Даже если вас оштрафовали, вы обязаны оплатить текущую поездку по тарифу.
  • Размер штрафа варьируется от 0,5 до 1 базовой величины. С 1 января текущего года это равняется 13,5–27 BYN. Если безбилетник признает вину и готов к выплате на месте, то выписывается минимальный штраф и протокол для установления личности не оформляется.
  • Если водитель подтверждает, что пассажир обратился за талоном, но не хватило сдачи, есть вероятность избежания штрафа. К разным «зайцам» подходят индивидуально.
  • Срок выплаты штрафа — 1 месяц. При нарушении срока штраф увеличивается на 2 базовые величины.
  • Контролер может попросить выйти из транспорта, но не вправе осуществлять административное задержание пассажира до приезда милиции.

Вывод простой: готовьтесь к поездке заранее

1. Приобретайте проездной документ до посадки, носите с собой несколько запасных талонов или мелочь для проезда.
2. Выходите из транспорта на ближайшей остановке для размена крупного номинала или покупки билетов в киоске.
3. При форс-мажорных ситуациях (при которых нет возможности выйти из транспорта) попросите водителя продать несколько билетов. Либо попробуйте купить лишний талон у другого пассажира, если нет проблем со сдачей.

Пересмотрите отношение к поездкам в общественном транспорте — за проезд ответственны в первую очередь вы, а не перевозчик или водитель.

Фото носят иллюстративный характер.

Код красный! Как помешать мошенникам увести деньги с банковской карты...

Читать далее

Совет дня. Как правильно заключить договор аренды жилья...

Читать далее

Совет дня. Как обезопасить банковскую карту, чтобы с нее не сняли ден...

Читать далее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.