• Назад
  • Назад
Совет дня. Что важно знать пассажиру такси, или когда можно не платить за поездку?
Совет дня

Совет дня. Что важно знать пассажиру такси, или когда можно не платить за поездку?

Март 23, 2020

Каждый городской житель иногда пользуется услугами такси. Некоторые пассажиры сталкиваются с нечестностью таксистов. И лишь единицы знают свои законные интересы и могут отстоять их. В этой статье TAM.BY напомнит, какие права и обязанности есть у пассажира такси.


Права и обязанности пассажира

Пассажир имеет право

— получить информацию об примерной стоимости при оформлении заказа;
— требовать от водителя движения по кратчайшему (и разрешенному для проезда) маршруту;
— провозить домашних животных, беря на себя ответственность за возможную порчу имущества (мелких животных — в клетках или мешке, собаку — в наморднике и на коротком поводке);
— отменить поездку минимум за 30 минут до установленного времени.

Пассажир обязан

— согласовывать с водителем время и место ожидания;
— не отвлекать водителя во время движения;
— по окончании поездки оплатить обслуживание согласно показаниям таксометра.

Кстати, если вы решили отменить заказ, а такси уже прибыло в назначенное место, то вы обязаны оплатить сумму, указанную на таксометре (за несвоевременное снятие заказа).

Чего нельзя делать в такси. Пассажиру запрещается курить в салоне, а также провозить в ручной клади и багаже запрещенные к перевозке предметы.

Когда можно не платить

По определению такси — это легковой автомобиль, оборудованный таксометром. Следовательно, все автомобили-такси должны иметь кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром. Если такого аппарата в салоне нет, вы можете с чистой совестью покинуть салон, не заплатив за проезд.

Не верите — загляните в Правила автомобильных перевозок пассажиров Республики Беларусь:

— «Пассажир имеет право отказаться от оплаты поездки в автомобиле такси в случае оказания услуги по перевозке с выключенным кассовым аппаратом, совмещенным с таксометром, или без такового» (Новая редакция Правил от 31.08.2018, гл. 10, п. 169).

Еще вы имеете право отказаться от наличной оплаты, если водитель не дает вам чек, а лишь ссылается на тариф и километраж.

Исключение. Такси, заказанное с помощью электронных информационных систем (например, мобильного приложения) и обслуживающее клиента по безналичному расчету, может не иметь кассового суммирующего аппарата (либо работать с выключенным аппаратом).

Если водитель заранее не согласовал с вами маршрут и повез по наиболее длинному (на ваш взгляд) пути, вы имеете право предъявить претензию и не платить. Также пассажир не оплачивает поездку, если по дороге сломалось авто: предварительно уплаченная сумма возвращается водителем полностью, и пассажир отпускается.

Иногда белорусы сталкиваются с другими ситуациями:

— отсутствие на видном месте таблички о перевозчике (название и телефон диспетчера такси) и тарифах;
— загромождение таксометра или светового фонаря какими-либо предметами;
— посадка других пассажиров без согласия пассажира, уже находящегося в такси;
— курение водителя в салоне во время движения;
— наличие менее двух дверей с правой стороны автомобиля;
— отказ пассажиру в помощи уложить багаж.

Эти нарушения пресекаются законодательством, но не являются основанием не оплачивать совершенную поездку. Если вы заметили отсутствие визитной карточки водителя или не согласны с объявленной ценой, то можете отказаться от услуги еще до начала поездки.

А вы знали? По законодательству, автомобиль-такси — это общественное место, в котором и речи не может быть о курении.

Куда обращаться, если заметили нарушения

Столкнувшись с нарушениями правил со стороны таксиста, достаточно обратиться к диспетчеру службы или отправить письменную претензию руководству. Она составляется в свободной форме и высылается заказным письмом. Второй экземпляр претензии следует оставить при себе для обращения в суд (если до этого дойдет).

Имя и юридический адрес владельца службы можно по заявлению запросить в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Второй способ — обратиться в местные исполнительные и распорядительные органы по месту оказания услуг. Если нарушение связано с некорректным использованием таксометра, лучше сообщить об этом в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

Будьте вежливы и помните о пассажирских обязанностях: если их не соблюдать, водитель такси вправе отказаться ехать с вами — это закреплено в статье 165 Правил автомобильных перевозок пассажиров.

Фото носят иллюстративный характер. Источник: unsplash.com.


Ищете надежную службу такси?
В каталоге TAM.BY собраны популярные сервисы по пассажирским и грузовым перевозкам.

Совет дня. Что делать, если сокращают на работе?...

Читать далее

Совет дня. Как вернуть утерянный багаж?...

Читать далее

Совет дня. Имеет ли расписка юридическую силу?...

Читать далее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.